Граница между самоуважением и уважением других людей

Прихожанка:
Где граница между тем, что святые говорят, что нужно считать себя хуже всех и самоуважением, соблюдением своих границ, то есть непозволением другим лезть делать то, по отношению к нам, что для нас неприятно или недопустимо?
Ответ батюшки.
Границу эту поставить не просто. Всегда нужно «сохранять голову на плечах» и принимать исходя из ситуации нужное решение. Когда-то стоит промолчать, перетерпеть, покрыть своей любовью. Бывает, что нужно ответить. Иногда необходимо жёстко остановить и вразумить обнаглевшего человека (некоторые по другому не понимают), например, когда обижают ребёнка. Универсального совета на этот вопрос дать невозможно.
Но всегда нужно помнить, что:
— лучше быть обиженным, чем обижать кого-то;
— лучше быть оскорблённым, чем оскорблять кого-то;
— и т.д.
Ещё очень важный момент.
Дело в том, что понимание своего недостоинства, своей греховности должно приходить с духовным опытом, иначе это ведёт к унынию и отчаянию. Это важно.
Господь наш Иисус Христос очень любит всех нас и даёт нам две главные заповеди: «Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и ближнего твоего как самого себя». Получается, если мы не будем любить себя, то как мы сможем полюбить ближнего?
А причин для того чтобы относится к себе положительно как минимум две:
1.Мы все созданы по образу Божьему;
2.Наше тело есть храм Духа Святого.
*
Вот что пишет Николай Пестов:
«Препятствием к любви Христовой может служить извращенное самолюбие. Но только извращенное, так как любовь к себе не есть грех или порок и вложена в человека Богом.
Когда Господь велит любить ближнего, то велит любить его «как самого себя». Но себя можно любить по-разному. Можно любить себя эгоистично, потворствуя своим греховным склонностям и стремлению к телесным наслаждениям. И к этому относятся слова Христа: «Любящий душу свою погубит ее» (Ин. 12, 25).
Но есть и разумная любовь к себе — желание спасти душу для жизни в Вечности. И эта любовь законна, так как Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26).»
*
А вот на мой взгляд самый лучший совет:
«Единственное правило, по которому нужно жить — в любой ситуации оставаться Человеком.»

Ещё размышления священников на эту тему:

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
С сайта «Православие.ру»

Грех ли иметь чувство собственного достоинства?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Нет. Достоинство есть положительное качество, присущее кому-либо или чему-либо.
Достоинство человека состоит, прежде всего, в его богоподобии, ибо Господь Творец почтил его Своим образом и подобием. После грехопадения человек умалил это достоинство, но не лишился его окончательно. Цель Боговоплощения и спасительной Жертвы Сына Божия заключается в том, чтобы возвести человека в первое его достоинство. «Соделывается человек сосудом и жилищем Божиим посредством христианства; устраивается и украшается жилище действием Святаго Духа: вы созидаетеся, – говорит Апостол, – в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22). Вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке). Чувство собственного достоинства человека возникает на основе сознания своего высокого звания и назначения. Чувство это искажается или теряется ложным мировоззрением и греховной жизнью. Происходит подмена. Так неверующий человек оценивает себя и других лишь земными мерками. Его ум не в состоянии подняться на ту высоту самосознания, на которой находится истинно верующий христианин: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Восприятие своего христианского достоинства уверовавшему человеку не приходит сразу, а лишь по мере полноты веры и духовного преуспеяния. Используя мысль одного древнего философа, можно провести такое сравнение. Если бы кого-либо усыновил царь, то на какую бы степень поднялось его чувство собственного достоинства и положения?
Однако всех нас усыновил Небесный Царь! А много ли среди нас тех, для кого это стало источником всепобеждающей радости?
*
Игумен Нектарий (Морозов)

Безусловно, человек не должен пребывать в состоянии униженном, забитом: смирение и обесценивание человеческой личности — это все-таки очень разные вещи, они не равнозначны. Более того, неверно воспринимать себя как какое-то недоразумение или неудачу, тем более — неудачу Творца: всегда нужно помнить, кто ты есть и насколько ты дорог и важен для Бога!
Как воспитать в себе правильное чувство собственного достоинства? Думаю, нет более действенного средства, чем постоянное взирание на образ Христа и стремление учиться у Него жить так, чтобы сделать свою жизнь не только лишь человеческой, земной, но и небесной, Божественной.

Количество просмотров (86)