Великий канон
По милости Божией, братие, мы провели уже второй день поста. Вчера мы беседовали о первом делании покаяния — о воздержании. Сегодня задумаемся о втором делании — трезвении. Среди евангельских заповедей есть одна, которую многие не замечают. Она выражается одним словом: «бодрствуйте». Господь много раз повторяет эту заповедь в Евангелии. В Гефсиманском саду, в беседе о разрушении храма и Втором пришествии, в притчах. И поясняет это слово. «Да будут чресла ваша препоясана и светильники горящи » (Лк. 12, 35). «Бодрствуйте, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). Святые подвижники нередко исполняли эти слова буквально.
Какой же смысл имеет эта заповедь?
Человек может жить рассеянно: беспечно и легкомысленно. Такой человек не хозяин в своем уме и сердце. Приходят и уходят мысли, чувства, желания. И он не знает, кто был в гостях, какой оставил след. Живет всегда во внутреннем хаосе, и когда встанет на молитву, не может собрать внимание. Молитва оказывается рассеянной и бездейственной. Таков плод греховного состояния ума и сердца. Если человек живёт внимательно – внимает себе – он становится хозяином своего сердца. Он знает откуда и какие приходят мысли и желания. Греховные помыслы он отсекает. Каждый помысел проверяет заповедью. В его душе возникает опора и центр духовной жизни: Воля Божия.
Задача покаяния — обновить и возродить свою душу. В одной из молитв есть слова: «Даждь мне возвратиться к Тебе прежде, чем возвращусь в землю». Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят «от мира, плоти, и диавола». Внимайте себе. «Стойте в вере, будьте мужественны». Трезвитесь. «Бодрствуйте!» — заповедует Господь наш Иисус Христос. Аминь.
22 марта 1988 г.
Количество просмотров (41)