А В РАЮ БУДЕТ МОРОЖЕНОЕ?

“Окажется ли в Раю мой щеночек, и будет ли там много мороженого?” — как отвечать на вопросы о Боге, почему нельзя читать детям проповеди, и как у церковных родителей вырастают ярые атеисты — размышляет архимандрит Андрей (Конанос)

ХРИСТОС, ПЕРЕД КОТОРЫМ Я ВСЁ ВРЕМЯ БЫЛ ВИНОВАТ
Архимандрит Андрей (Конанос)

В своё время на меня огромное впечатление произвели слова из книги воспоминаний о старце Порфирии. Автор специально поместил их на обложку: «Узнав старца Порфирия, я узнал ИНОГО ХРИСТА». В книге эта фраза продолжается следующим: «Я представлял себе Христа совершенно определенным образом – так, как меня учили дедушка с бабушкой и мама. И этот Христос как-то постоянно давил на меня – мне все время казалось, что я в чём-то перед Ним виноват, что-то Ему должен… Но когда я познакомился со старцем Порфирием, я увидел совершенно иного Христа – Христа, Который дал мне воздух, кислород».

Значит, своим поведением, своими словами и, самое главное, – своим отношением к окружающим мы являем людям Христа.
Каждый из нас.
И очень важно, Какой это Христос?
В любом случае то, каким мы представляем Его перед другими, отражает нашу личность – иначе невозможно. Но по крайней мере нужно стараться, чтобы это отражение максимально приближало людей к Тому Христу, Который ходил по земле две тысячи лет назад. Вот Кого нужно стараться напоминать, а не реализовывать плоды собственной фантазии.

Именно так и поступал старец Порфирий, когда учил людей вере. Можно сказать, что вся жизнь его была таким поучением-оглашением, потому что он рассказывал о Боге и духовно окормлял людей, не делая проповедь самоцелью. При этом один только звук его голоса мог растопить человеческое сердце. Те, кто говорил с ним, помнят каждое его слово. Я беседовал с ним два раза и могу сказать, что каждое слово старца сохранилось в моей памяти. Вот что такое истинное вероучение – когда твои слова горят будто огонь, и, раз услышав, их уже невозможно забыть.

Люди дивились тому, что говорил им старец. И это было не так, как мы часто разговариваем со своими детьми, после чего они думают: «Ну вот, папа опять за свое! Опять мама начинает проповедь…» Наоборот. Старец в таких случаях как раз говорил родителям: «Вы плохо разговариваете с ребенком! Обижаете, грубите, давите…». И постоянно повторял следующее:
«ГОСПОДУ НЕ НУЖНО НАСИЛИЕ!»

Потому и учить вере нужно не насильно, а бережно, стараясь исподволь поселить что-то новое в душе ребенка.
Старец Порфирий становился всем для всех, кто приходил к нему, но сам он хотел лишь одного: чтобы люди жили во Христе. Сам будучи безгрешным, он прекрасно понимал грешников и каждый раз снисходил до них – насколько это возможно, – чтобы понять и почувствовать. Не совершая тех грехов, которые совершали они, он понимал их метания и тяготы. Старец чувствовал этих людей, понимал их.
У него был Великий дар Божий!
*
КАК СИЛЬНО МЫ МОЖЕМ ОШИБАТЬСЯ!
Начиная разговор с человеком, следует отталкиваться от его же уровня, а не оттуда, куда ты хочешь его «поднять». Сначала нужно «спуститься».
Как можно сильно ошибиться, если судить о жизни другого человека поверхностно и наспех!
*
КАК УЧИТЬ ВЕРЕ?
Учить вере означает «ловить человеков». Сам Господь делал так, Он уловлял людей Своей любовью, которую святые отцы называют любовью экстатичной. Что это за любовь? Это когда Бог выходит из Своих собственных границ и идет к нам. Так и людям следует поступать – по зову сердца. И тогда родители будут достойными, настоящими родителями, а учителя – достойными учителями.

Ведь, по сути, кто из нас может считаться достойным? Никто, ни один – говорится на Божественной литургии. Но как же таким стать? Только осознав свое бессилие и признавшись в нем Богу со словами: «Господи, помоги! Я делаю все, что могу. Умягчи мое сердце, Господи, сделай его подобным восковой свече!» Вот такими следует быть.
Божественная справедливость и премудрость не имеют ничего общего с тем, что нам кажется.
Так и в разговоре о вере – каждому ребенку требуется индивидуальный подход. И в этом – красота Божественного слова. Учитель, понимающий это, никогда не устанет говорить с детьми о Боге, потому что ему это нравится. И родители радуются, глядя на своих детей.
*
ТЫ НЕ ВСЁ ЗНАЕШЬ?

Одному человеку очень понравилось, когда он задал мне вопрос, а я не смог на него ответить. Он сказал:

– Ты замечательный!

– Почему?

– Потому что не всё знаешь. Мне так понравилось, когда ты вместо ответа сказал мне: «Не знаю»!

– Но я правда не знал.

– Вот потому мне и понравилось, что ты сказал «Не знаю», а не стал выдумывать хоть какой-нибудь ответ, лишь бы не уронить свой авторитет.

Видите? Авторитет появляется именно тогда, когда человек не скрывает, что чего-то не знает. Не знаю, и всё. Спроси другого священника. Прочти такую-то книгу.
*
ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ НУЖНО НА ПОНЯТНОМ ИМ ЯЗЫКЕ
Нужно разговаривать с детьми о Церкви, чтобы им было понятно. Например, маленькому дошкольнику не следует говорить, что Причастие – это Тело и Кровь Христовы, потому что при слове «кровь» он просто испугается. Лучше просто сказать: Причастие – это Христос.
*
А ГДЕ БУДЕТ МОЙ ЩЕНОК?

Один ребенок как-то спросил свою учительницу в воскресной школе:

– Скажите, а мой щенок попадёт в рай?

Учительница оказалась очень строгой. Она ответила:

– Что ты такое говоришь? В раю – нетварный свет, в раю – великолепие!

Услышав про нетварный свет, ребенок огорчился и сказал:

– Если моего щеночка не будет в раю, я тоже не пойду туда.
– Но его там нет! Пойми это, – ответила учительница.

Рядом была сестра Магдалена и услышала этот разговор. Потом, придя к старцу Софронию, она спросила:

– Отче, а что мы должны отвечать детям в таких случаях?

– Нужно говорить, что щенок – в раю. Потому что этот щенок был для ребенка другом, которого его невинная душа нежно любила. Здесь нет никакой связи с учением о том, что у животных нет бессмертной души, что они не спасутся… Это все совсем другое. Не нужно забивать голову ребенка взрослыми мыслями.
*
ШОКОЛАДНОЕ МОРОЖЕНОЕ

А другой ребенок как-то спросил у своей матери:

– Мама, а в раю будет шоколадное мороженое? Если нет, я туда не пойду!

Мама оказалась подготовленной и ответила:

– Там будет очень много мороженого, всякого разного и шоколадного! И всем там будет очень хорошо.

Маленькому ребенку нужны именно такие ответы. А старшеклассник сам никогда не задаст подобных вопросов. Он спросит о другом. И отвечать ему тоже нужно будет по-другому. Как и студенту, например.
*
В РАЗГОВОРАХ БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ТЕМОЙ СМЕРТИ

У одного мальчика умерла мама, и когда он пришёл в школу, учительница сказала ему:

– Какой замечательной была твоя мама! Господь прибрал её, потому что Он очень любит хороших людей.

И с тех пор мальчик, до этого учившийся на «отлично», начал получать плохие оценки. А причина была проста: он испугался. Испугался, что если будет хорошо учиться, будет хорошим мальчиком, то тоже умрет. Сказано ведь – «Господь забирает хороших!» Вот и получается: раз ты хороший, добрый, умный – давай-ка на тот свет!

Но ведь это не так. И учительница просто неправильно сформулировала свою мысль. Вот почему так важно умение подбирать нужные слова.
«Почему дядя умер?» – спрашивает ребенок. – «Ну, может быть, Господь забрал его для того, чтобы уберечь от чего-то плохого…» – «Всё! Понятно! – думает ребенок, – значит, и меня Господь может внезапно забрать в любой момент».
*
ЧУЖУЮ БЕДУ — РУКАМИ РАЗВЕДУ! А КО МНЕ ПРИШЛА БЕДА — ОТВОРЯЙ ВОРОТА!

Многие христиане, с легкостью дают другим ответы на любые, даже очень сложные вопросы, а при этом случись с нами беда – и мы сразу руки опускаем, отчаивается и начинаем сильно страдать и переживать… Я первый тому пример. В общем, нужно быть очень осторожными с ответами. Сначала необходимо хорошо помолиться Богу (о вразумлении), попытаться понять человека, почувствовать его боль, потом как следует подумать, а затем уже говорить (если есть что сказать).
*
САМЫЕ ЯРОСТНЫЕ БОГОБОРЦЫ — ДЕТИ ЦЕРКОВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

И наконец, хочу сказать вам кое-что весьма печальное. Самые яростные богоборцы – это дети очень церковных родителей. Это страшно!

Почитайте биографии атеистов. У одного отец был учёным священником, у другого — уважаемым пастором, третий отец был известным благодетелем – помогал Церкви и строил храмы, четвёртый сам учился в семинарии на священника… И все они покинули Церковь, ушли из нее. Почему? Потому что те, кто говорил с ними о Боге, не смогли коснуться их сердца, смягчить душу. Эти люди вовсе не были плохими – плохих детей не бывает. Проблема – в другом.
Человек всегда тянется к истине, но вместо Истины Христа часто находит СОВСЕМ ДРУГОЕ. То, что внешне выглядит как христианство, часто внутри наполнено лицемерием, притворством, обрядоверием и ложью. И это убивает в человеке живую веру в Бога, отвращает его от истинной Церкви и отдаляет от Господа нашего Иисуса Христа.

К великому сожалению, многие церковные люди, совсем не такие, какими хотел бы нас видеть Господь. И именно по этой причине многие наши родные и близкие до сих пор так и не пришли в Церковь. Ведь они постоянно в обыденной жизни видят нас, слышат нас, знают нас, наши дела и поступки. И какими бы духовными людьми мы сами себя ни считали, они не видят в нас ничего такого.
Да что далеко ходить, скажу честно и откровенно – мой родной отец однажды преподал мне замечательный урок на эту тему. Мы нечасто созваниваемся – и когда он звонит, мне тяжело долго с ним разговаривать: конец рабочего дня, я устаю, а нужно еще готовиться к встречам, беседам… Поэтому наш разговор обычно начинается так: «Да, папа? Что случилось? Тебе нужно что-нибудь?» И затем быстро заканчивается и я отключаюсь. А ведь моему родному отцу не нужно ничего особенного. Ему хочется просто поговорить, потому что он одинокий пенсионер и постоянно сидит дома.

И вот однажды, когда я в очередной раз собрался быстро закончить разговор и повесить трубку, папа сказал:

– Погоди минутку, один только вопрос: почему с другими ты такой отзывчивый, общительный и добрый, а со мной – совсем другой?

Так я получил хороший урок. И понял, что значит по-настоящему говорить о Боге. Это не только слова, которые я говорю людям. Это то, что идет от самого сердца. И если мой отец видит, что с близкими я не могу это делать, значит, надо признать, что учить вере по-настоящему других людей у меня ещё не получается.

Старец Паисий в таких случаях сравнивал ситуацию с правилами донорства. Ведь когда приходит донор, готовый пожертвовать свою кровь, эту кровь сначала тщательно проверяют. Недостаточно просто сказать: «Хочу быть донором». Нужно, чтобы кровь была чистой. В противном случае этому человеку скажут:
– Знаете, мы ценим вашу готовность помочь, но, к сожалению, вы не можете быть донором. Мы не имеем права рисковать здоровьем другого человека.

Поэтому не торопитесь отвечать, не говорите много, не стройте из себя учителей. Лучше внимательно выслушайте вопрос, и не торопитесь, а помолитесь, чем быстро сразу что-сказать и дать неверный ответ.

В противном случае мы будем вечными слушателями воскресной школы, которые смирно сидят на уроке, а затем моментально всё тут же забывают.

Вот почему САМОЕ ВАЖНОЕ — это научить ребенка чувствовать всегда рядом с собой Христа – где бы он ни находился: дома, на уроке, во дворе, в путешествии…
ЭТО ОЧЕНЬ ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ!
Большая ответственность на людях, которые говорят с детьми о Боге! Но при этом это огромная радость и великое счастье: открывать ребёнку прекрасный бесконечный Божественный мир!
Но польза будет только тогда, когда люди будут говорить о Боге с верой, надеждой и любовью; честно, откровенно, от всей души и что очень важно: пережив многое на своём духовном и жизненном опыте и имея к детям и всем людям — снисходительность, сострадание и бесконечную любовь…

Количество просмотров (52)