Если попытаться честно ответить на этот вопрос – то ответ: НИКАК.
Если мы ставим задачу «вырастить человека, который верит в Бога» — нас скорее всего постигнет неудача.
Причина очевидна: ребёнок – это образ Божий, человек со свободной волей и своим жизненным путём. У него будет своя жизнь, своя и только своя вера, свои падения, ошибки, свои сомнения, свои подвиги и свои грехи… И, возможно – своё обращение к Богу.
Конечно, родители оказывают на детей очень сильное влияние: они могут навязать профессию, образ жизни, привычки, увлечения: «Я петь не умею, но моя дочь обязательно будет учиться в музыкальной школе!» и т.д. и т.п.
И, пожалуй, единственное, в чём мы абсолютно и окончательно бессильны – это вера: верить в Бога человек независимо от возраста может только самостоятельно.
Мы, родители, воспитатели и педагоги, должны трезво это осознавать – мы никак на это не можем повлиять.
Означает ли это, что воспитание не должно касаться религиозных вопросов? Конечно, нет. Слово «воспитание» потому и имеет общий корень с «питанием», что означает удовлетворение потребностей ребёнка – в том числе и потребности в духовном.
Так какую же задачу необходимо себе поставить в религиозном воспитании детей?
Ответ таков: задача родителя – сформировать у ребёнка представление о Боге как о чём-то светлом, радостном, важном и глубоком. Попытаться решить эту задачу можно несколькими способами:
1. Личный пример.
Каково моё собственное отношение к молитве, богослужению, Таинствам? Если во время чтения молитвы перед едой мама одной рукой помешивает кашу, а второй вытирает кому-то сопли – вряд ли ребёнок будет воспринимать молитву как разговор с Богом.
2. Ответы на вопросы ребёнка.
Если ребёнок видит отца молящимся и спросит его о смысле происходящего, то он должен быть готов «дать отчёт о своём уповании». Слыша слова Писания, дети могут задавать вопросы: «Папа, а почему Иисус хотел скорее умереть – Он хотел к своему Отцу Небесному?» — мы должны отвечать развёрнуто, убедительно и абсолютно честно.
3. Эмоции, связанные с верой.
Если для ребёнка всё, что связано с храмом, с самого детства не интересно, ужасно тяжко и неприятно, то странно ожидать, что во взрослом возрасте он вдруг полюбит православие всей своей душой. Если молитва родителей – это только время, когда нельзя бегать, играть и кричать и больше ничего, то как ему научиться от всей души разговаривать с Богом?
Получится ли у нас сформировать у ребёнка представление о Боге как о мудром, заботливом и любящем Отце?
Не известно.
Гарантий нам никто никогда не даст! Кроме сумасшедших монахов-проповедников, которые не воспитали в жизни ни одного ребёнка!
Вспомним, что святая Моника Тагастинская, мать блаженного Августина – с самого раннего детства воспитывала сына в христианской вере, в святости, благочестии и чистоте. А он всё это отвергал и долгое время вообще не проявлял интереса к христианству и когда вырос – много лет жил грязной безбожной жизнью, предавался разврату, пьянству и блуду… И только через многие годы, милостью Божией, обратился к вере и стал святым.
А вот ещё пример: сын преподобного Серафима Вырицкого, святого ХХ века. Сын святого был атеистом, воинствующим безбожником и богоборцем до конца дней своих…
Что же делать родителям, которые очень хотят воспитать детей в христианской вере и любви к Богу?
Надо самим жить по-христиански.
Но что получится – никто не знает…
Это известно одному только Богу!
Но попытаться, бесспорно, стоит!
Количество просмотров (70)