Будь милосердным, притворись, будто не всё видишь, не будь таким строгим. Иногда это нужно, а иногда нет.
Иногда нужно быть очень строгим и категоричным, а иногда – быть помягче и снисходительней.
Например, твой ребенок обещал, что вернется в полночь, а вернулся в час ночи. И если ты не смягчишь своего характера и произойдет крепкая разборка среди ночи, вы станете кричать друг на друга и поссоритесь, тогда ни ты спокойно не уснешь, ни ребенок, и ты не помолишься, и ничего хорошего не добьешься. То есть иногда надо оказывать маленькое снисхождение, немного отпускать поводья. Притворись, будто чего-то не понимаешь. Не давай знать, что понимаешь всё, не нюхай его одежду, пропахшую табаком, не ищи, что он прячет:
– Где ты был? Чем занимался?
Если ты вы настроены и руководствуетесь логикой строгости (и как бы это сказать? – жестокосердия, не правда ли?), то давайте перестанем быть такими. Иногда родители бывают строгими намного больше, чем нужно. А если бы оглянулись на годы своей молодости, как они сами жили, как мыслили и как себя вели, то… А сейчас как же глубоко они стали мыслить, но почему-то к своей жизни не так строги! Это просто загадка какая-то, мы все этим страдаем: к другим бываем очень строгими, а к себе нет, к себе мы снисходительны, себя оправдываем и думаем: «Ну ладно, ничего страшного, ладно». Поел я мяса в постный день и говорю себе: «А что тут такого? Ну просто забылся». Но если увидим, что другой делает тоже самое, тут же бросаемся его судить, чтобы самим остаться «святыми», чистыми, православными.
Но это не Православие, это скорее похоже на папизм, на догмат папской непогрешимости. А Православие – это пространство истины Христовой, где находят себе место, прибежище и исполняются дерзновения все на свете страдальцы: грешные, измученные люди, которые подвизаются, чтобы приблизиться к истине, которую мы в целом понимаем как Тело Христово.
Никто не олицетворяет собой абсолютную истину, ни один человек, мы истинны и правы только как Тело Христово. А каждый индивидуально совершает много ошибок. Давайте же поймем это и будем снисходительными, чтобы стать такими, как Христос, Который всю ночь молился, а перед тем, как помолиться, общался с другими людьми, пил вино с мытарями и блудницами, и при этом любил их, дружил с ними, говорил с ними о милосердии, любви, вечной жизни и спасении души. Хотя и знал, что есть книжники и фарисеи, очень недовольные тем, что Христос снисходителен к ним, мягок, опасно мягок.
А к Себе Господь был так строг! Сам забывал поесть, часто оставался вообще без еды, но повергался на землю и молился всю ночь. Строгость к себе! А к другим – любовь, снисхождение, терпение, прощение.
Христос хочет изменить нас! Помочь нам, показать другое лицо Бога – лицо Бога Истинного, который есть любовь, снисхождение и доброта.
Это нам показывает Сам Бог. И достойно удивления то, как Христос, бывший столь мягким и доброжелательным к другим, совершал в их сердцах такие перемены!
Любовь означает иметь применительно к себе строгость, но применительно к другому быть снисходительным.
Для всех я сделался всем, – говорит святой апостол Павел, – чтобы спасти по крайней мере некоторых во Христе (1 Кор. 9: 22). Чтобы привести их ко Христу, я делаюсь подобным им, когда дружу с ними, делаюсь как они, окунаюсь в их атмосферу, говорю на их языке.
Говори на языке другого, чтобы он понял, что ты его понимаешь, чувствуешь. И тогда другой начнет доверять тебе и открываться. У себя в комнате будь категоричным, аскетичным, строгим к себе самому, а для других будь уютным. В келье можешь плакать о своих грехах, но когда будешь общаться с другими, надо улыбаться, передавать им радость, счастье, воодушевление, веселье, жизненную силу
Количество просмотров (216)